В начало » Кино архив » Адмиралъ
10-10-2008, 12:19

Адмиралъ

Страна: Россия Год 2008
Режиссер: Андрей Кравчук
В ролях: Константин Хабенский, Егор Бероев, Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Александр Лазарев мл., Николай Бурляев, Роберт Доусон, Олег Фомин, Анна Ковальчук, Кирилл Плетнев, Александр Ефимов и др.
Сценарий: Александр Цацуев, Зоя Кудря
Бюджет: $16 млн.
Продолжительность: 123 мин.
Премьера в США:
Премьера в России: 09 октября 2008
 
Рецензия:

Россия. 1917-й. Император Николай II отрекается от престола. Власть в стране переходит к Временному правительству. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Васильевич Колчак пребывает в Петроград для консультаций с Керенским, откуда отправляется в США для консультирования американских коллег. Узнав об Октябрьской революции, он возвращается в Россию, желая вступить в армию Деникина. 18 ноября 1918 года в Омске адмирал Колчак тайным голосованием Совета министров избирается Верховным Правителем Российского государства и Верховным Главнокомандующим. В конце 1919-го Колчак покидает Омск, и едет в Иркутск, где будет схвачен эсеровским Политцентром и передан большевикам. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года по приказу Ленина адмирала казнят путем расстрела.

Биография любого крупного военноначальника времен двух революций и Гражданской войны – плодородная почва для ладных литературных и кино-сюжетов. Эпизодов из богатой на события жизни Александра Колчака хватило бы на несколько эпопей и сериалов. У авторов «Адмирала» было место для манёвра: расставить акценты, обратить внимание зрителей на говорящие детали, оценить трагические для страны времена с позиций дня сегодняшнего и т.д. Снимая дорогостоящее кино с явной оглядкой на Голливуд (в данном случае это отнюдь не упрёк, а всего лишь констатация очевидного), режиссёр Кравчук решил поставить на обязательный атрибут подобных картин, а именно – love story. Сценаристам не пришлось придумывать историю с нуля, необходимо было лишь художественно «оформить» сложные, порой противоречивые, но очень трогательные отношения между адмиралом и Анной Васильевной Книппер-Тимиревой.

Главная и основная ловушка, которую почти невозможно избежать, снимая кино о событиях 1917-1920-х годов – принятие той или другой стороны в этом идеологическом и политическом споре. Логично предположить, что в фильме о Колчаке, одном из лидеров Белого движения, большевики и их руководство предстанут в образе народившейся тирании, уничтожающей всё светлое, доброе, настоящее, на чём держалась монархическая Россия. В «Адмирале», что характерно, большевиков нет. Есть некая сила, которая противостоит былому укладу, но авторы деликатно замалчивают своё отношение к этому пролетарскому мотору будущих перемен. У Кравчука вообще нет плохих, но много благородных. Такой подход может сойти за трусость (мол, договаривай до конца, коль начал!), а может за мудрость, когда во главу угла ставятся не политические программы противоборствующих сторон, а чувство долга, любви к Родине и любви к Женщине.

Впрочем, вся эта околокиношная кухня должна остаться на совести каждого отдельно взятого зрителя, по собственному усмотрению подбирающего ключи к увиденному на экране. В случае с «Адмиралом» важным видится совсем другое – отечественный кинематограф дозрел до крупнобюджетной постановки о том, над чем сейчас принято смеяться и иронизировать, пряча собственные комплексы и неуверенность за маску модного ныне цинизма. При желании можно поиронизировать и над картиной Кравчука. Но сам факт выхода на экраны подобных картин позволяет надеяться, что все мы ещё способны не только делать выводы из уроков истории, но и брать пример с людей, руководивших собственным расстрелом…
 
(с) Станислав Никулин
 
Адмиралъ












 


Я - Четвертый / I Am Number Four
Страна: США
Год: 2011
Режиссер: Ди. Джей. Карузо
Сценарий: Альфред Гоу, Джеймс Фрей, Майлз Миллар
В ролях: Алекс Петтифер, Дайанна Агрон, Тимоти Олифант, Кевин Дюран, Тереза Палмер, Джейк Абель, Каллэн МакОлиффи, Бо Мирхоф, Эмили Викершем, Патрик Себес и др.
Премьера в США: 18 февраля 2011
Премьера в России: 24 февраля 2011